Многоцветное вязание спицами

0

Вязание пряжей различных цветов открывает богатые возможности для оформления вязаных моделей индивидуальными цветовыми комбинациями.

КАК РАБОТАТЬ С НЕСКОЛЬКИМИ КЛУБКАМИ ПРЯЖИ

Вязание несколькими цветами пряжи требует некой системы, которая помогла бы избежать скручивания пряжи и образования узелков на нитях. Клубки не должны бесконтрольно «убегать». Даже если вы просто положите один клубок справа, а другой слева от работы и будете вязать от внутреннего конца нити, разматывая клубок изнутри, это уже поможет. Если же вы хотите, чтобы клубок разматывался снаружи, для того, чтобы сохранить градиентный порядок окраски пряжи, то вам помогут держатели клубков. Самые простые из них — это пластиковые коробки или деревянные плошки с маленьким круглым отверстием для рабочей нити.
У некоторых производителей можно найти деревянные держатели для клубков, в которых клубок можно насадить на деревянный штырь, вращающийся на подшипнике. Даже при сильной тяге нити вес деревянной плошки будет удерживать клубок на месте.
Любители импровизации могут положить каждый клубок в отдельный пакетик для заморозки; пакетики неплотно закрыть, чтобы рабочую нить можно было свободно вытягивать и вязать из нее. Так клубки не будут кататься, когда вы вяжете, однако пакетики мало весят и будут путаться, особенно при сильном подтягивании нити. Если вы проденете каждый цвет в отдельное отверстие большой пуговицы, то избежите возможного спутывания нитей и сможете распутывать узлы, просто меняя местами клубки в пакетиках. К тому же, упакованные таким образом клубки можно брать с собой в дорогу.

Простая альтернатива пакетикам — открытые стеклянные банки. Вес банок лучше удерживает клубки на месте, даже если при вязании потянуть 30 нить. Банки можно поставить рядом друг с другом, разместив их в наиболее удобном для вязания месте. Таким способом сподручно вязать более чем тремя цветами одновременно. Если нити спутаются, клубки можно вынуть из стаканов и распутать.

Очень наглядный и упорядоченный способ размещения клубков: возьмите коробку из-под обуви и разделите ее картонками на отдельные ячейки. В крышке коробки проделайте отверстия над каждой из ячеек, чтобы продеть в них нитки разного цвета.

Когда будете вязать, закройте картонку крышкой. Обернув коробку резинкой, вы сможете ее транспортировать без риска, что клубки разных цветов спутаются.

Когда при смене рядов вы поворачиваете вязание, то все нити, которыми вы вяжете, поворачиваются в одном направлении. Полезная привычка — после каждого обратного (изнаночного) ряда поворачивать работу по часовой стрелке, а после каждого лицевого — против. Повернув таким образом дважды, вы скомпенсируете скручивание.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ

Самый простой одноцветный или многоцветный узор — горизонтальные полосы. Высота каждой полосы определяется количеством рядов, связанных определенным цветом. Цвет меняют в начале ряда или кругового ряда. Варьируя количество рядов, последовательность смены цвета, узоры, толщину, структуру или состав пряжи, можно достигать фантастических эффектов.

КОНЦЫ НИТЕЙ В УЗОРАХ ИЗ ПОЛОС

Для одинаковых по высоте полос цвет меняют всегда в начале следующего ряда. В кромках, предусмотренных под швы, переходы цвета будут выглядеть наилучшим образом, если после поворота работы кромочную петлю провязывать одновременно обоими цветами. Присоединяя новую нить, ее можно связать узлом с предыдущей, узел не затягивать.

Если вы работаете пряжей с высоким содержанием шерсти, то есть возможность просто сплести концы нитей. Пряжу определенного цвета не нужно отрезать после каждой полосы и снова прикреплять для следующей. На шовных кромках нить, которую на данный момент вы не используете, можно просто поднимать по кромке и перекручивать с рабочей нитью в каждом втором ряду.

ПЕРЕХОДЫ ЦВЕТА В УЗОРАХ ИЗ ПОЛОС

Если первый ряд полосы другого цвета связан лицевыми,

то граница между цветами четкая. Если цвет менять на изнаночных петлях, то дужки петель предыдущего ряда обхватывают дужки петель нового цвета, и переход выглядит более плавным.
Четкий переход цвета на изнаночной глади получится, если применить такую маленькую хитрость: первый ряд после смены цвета вяжите витыми петлями. Если меняете цвет в лицевом ряду, то первый ряд нового цвета вяжите не изнаночными петлями, а лицевыми, следующий обратный ряд — снова лицевыми, дальше продолжайте вязать ряды изнаночной гладью. Если цвет вы меняете в изнаночном ряду, то вяжите этот ряд не лицевыми, а изнаночными, следующий лицевой ряд также изнаночными, а дальше продолжайте вязать ряды изнаночной гладью.

Такой витой ряд немного углублен по сравнению с другими рядами на изнанке, что на изнаночной глади почти не заметно и дает эффект резкой смены цвета.
Разница между четкими и плавными переходами цвета особенно явно проявляется на полосатых резинках из лицевых и изнаночных петель. Высокая резинка с небольшим количеством полос будет неплохо смотреться, если первый ряд нового цвета вязать так, чтобы на лицевой стороне все петли были лицевыми, а узор резинки продолжить только в следующем за этим ряду или круговом ряду. Вязка резинкой, особенно когда она связана туго, обладает достаточной эластичностью и компенсирует несколько рядов лицевой глади, а переходы цвета в полосатой резинке будут четкими по всей ширине полосы.

Подобным методом можно выполнить смену цвета на изнаночной глади. Начиная новый цвет, вяжите первый ряд таким образом, чтобы на лицевой стороне петли были лицевыми, и только е следующем ряду переходите на изнаночную гладь.
Захлёст изнаночных петель при вязании полос можно использовать для создания эффекта плавных переходов цвета между полосами.

Так, детские вещи часто вяжут лицевой платочной вязкой с одинаковыми по высоте полосами из четного количества рядов. Между двумя цветами делают переходную полосу с тем же количеством рядов и в этой полосе вяжут попеременно один ряд цветом предыдущей полосы и один ряд цветом следующей. При этом на лицевой стороне ребра изнаночных петель будут цвета одной полосы, а видимая, углубленная часть лицевых петель — цвета другой полосы.

Поднимать нити по боковой кромке при вязании полос с нечетным количеством рядов вам поможет следующая хитрость: вяжите деталь на круговых спицах. Тогда, провязав ряд первым цветам, вы сможете, не поворачивая работу, сдвинуть все петли на правый конец спицы и следующий ряд вязать опять в том же направлении, но вторым цветом. Оба конца нити окажутся на левой кромке, и поэтому после поворота работы можно будет и последующие оба ряда один за другим вязать сначала первым, а затем вторым цветом.

В лицевой платочной вязке, после последнего обратного ряда полосы цвета А, связанного лицевыми, полосу перехода следует вязать по следующему образцу:

1-й ряд (лицевой): Вязать лицевые петли цветом А.

2-й ряд (изнаночный): Вязать лицевые петли цветом В.

3-й ряд (лицевой): Вязать изнаночные петли цветом А.

4-й ряд (изнаночный): Вязать изнаночные петли цветом В. Повторяйте ряды 1-4, пока не свяжете столько рядов, сколько у вас в одноцветной полосе. Затем продолжайте вязать лицевой платочной вязкой в цвете В.
В принципе, таким методом можно выполнять двумя цветами любые узоры вязки. Так, к примеру, вяжут и двухцветный полный патент. Однако при этом нужно внимательно следить за узором вязки, потому что придется вязать по два лицевых и два изнаночных ряда подряд.
Полоса плавного перехода цвета в лицевой глади вяжется нитями обоих цветов одновременно. Но это можно делать только тонкой пряжей.

Контрольный образец вяжите двумя нитями от двух клубков и рассчитывайте нужное количество петель и рядов.

Первую одноцветную полосу вяжите лицевой гладью. Здесь не важно, четное или нечетное количество рядов в полосе. Для создания цветового перехода одну из двух нитей первого цвета замените на нить второго цвета. Работая одновременно двумя нитями разных цветов, вы получаете эффект мулине. Провязав высоту переходной полосы, начинайте следующую однотонную полосу, заменив нить первого цвета на нить второго цвета.

Концы нитей потом можно вшить в шов или же их можно сразу ввязывать в первые петли новой полосы.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ В КРУГОВОМ ВЯЗАНИИ

Когда вы будете вязать горизонтальные полосы кругами, вы заметите, что на месте смены ряда полосы будут смещены по отношению друг к другу, и получаются заметные ступеньки. В носках эти ступеньки можно сделать внизу на ступне и на внутренней стороне голени, тогда они не будут бросаться в глаза.

Хотя полностью избежать этого не получится, но есть пара приемов, как сделать ступеньки не такими крутыми. Вам поможет следующий прием, особенно если полосы широкие, больше четырех круговых рядов: первую петлю нового кругового ряда, который вяжется новым цветом, вяжите из предыдущего ряда. Тогда ступенька от нижнего к верхнему круговому ряду будет сглажена.

Еще эффективнее — первую петлю снимать не провязывая, а вторую петлю нового кругового ряда вязать из ряда предыдущего; начиная с третьей петли все петли вязать новым цветом как обычно.

Смена кругового ряда со ступеньками

Смена кругового ряда с петлей, провязанной на ряд ниже

Смена кругового ряда со снятой петлей

Если вы делаете узкие полосы, меньше чем по 4 круговых ряда, то вяжите не кругами, а спиралью. Работая набором чулочных спиц каждый круговой ряд можно вязать разноцветным, вплоть до четырех разных цветов. Четырехцветные круги высотой в 1 ряд делают, провязывая каждую спицу одним из четырех цветов. В следующем круговом ряду каждый цвет переходит на одну спицу дальше. Преимущество здесь в том, что нет явного перехода между круговыми рядами; получаются не закрытые кольца, а спиралевидные полосы.
Если вы хотите в полосе вязать в один ряд тремя цветами, то петли распределите не на 4, а на 3 чулочные спицы и вяжите по тому же принципу.

Для двухцветных колец — либо вяжите одним цветом петли с двух спиц либо работайте двумя круговыми спицами.

ТЕХНИКА МОЗАИКИ

Мозаичная техника — это многоцветный узор, который вяжется по счетной схеме, но при этом каждый отдельный ряд можно вязать одним цветом. Здесь комбинируют принцип горизонтальных двухцветных полос, каждая по два ряда, с принципом снятых петель.
В узоре используют снятые петли, а для них нужно петля соответствующего цвета из предыдущего ряда, поэтому в мозаичных узорах есть некоторые геометрические ограничения, и иногда они выглядят статично и нарочито. Более интересный эффект получается, если работать не только в классическом черно-белом варианте (сочетать светлый и темный оттенки), но и сочетать пряжу, в которой есть переходы цвета, с одноцветной. Очень эффектны мозаичные узоры, выполненные пряжей-меланж с очень широким раппортом смены цвета: вяжите от двух клубков, разматывая один изнутри наружу, а другой — снаружи внутрь, и тогда участки повторов цвета будут сочетаться противоположно.

СЧЕТНЫЕ СХЕМЫ

Каждый горизонтальный ряд схемы соответствует двум рядам вязания — лицевому и обратному. В классическом мозаичном узоре оба этих ряда вяжут одним цветом и одним рисунком — платочной лицевой вязкой, узор получается плотным и зернистым. Если по тому же принципу петли вязать в лицевых рядах лицевыми, а в обратных — изнаночными, то в результате многоцветный узор будет выглядеть как лицевая гладь. Некоторые немного увеличенные петли, как правило, подсаживаются после первой стирки или отпаривания до размера остальных петель. Схему читают, как и обычно, справа налево для лицевых рядов и слева направо для изнаночных. На схемах указано распределение цветов, но нет указаний касательно того, как провязывать петли. Следовательно, каждый узор можно вязать либо платочной вязкой, либо лицевой гладью.

КРОМОЧНЫЕ ПЕТЛИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЦВЕТ СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ РЯДОВ

В мозаичных узорах всегда 2 ряда одного цвета перемежаются с двумя рядами контрастного цвета. Кромочные петли указывают, каким цветом вязать весь ряд. Ряд где в первой клетке проставлен символ цвета А, надо вязать пряжей цвета А. Нить второго цвета в это время свободно свисает на правой кромке.

КАК ВЯЗАТЬ МОЗАИЧНЫЙ УЗОР

В классическом мозаичном узоре все петли, помеченные на схеме символом цвета А, вяжите лицевыми как в лицевом, так и в следующем изнаночном (обратном) ряду. Петли, помеченные символом контрастного цвета, снимайте не провязывая, как для изнаночного вязания. В мозаичном узоре на лицевой глади все петли, помеченные символом цвета А, вяжите лицевыми в лицевом ряду и изнаночными в обратном, а петли цвета В. снимайте непровязанными. Заканчивайте на правой кромке и одним оборотом перекручивайте нить со следующим цветом, прежде чем начать вязать им следующие 2 ряда.

ПЕРЕХОД К МОЗАИЧНОМУ УЗОРУ

Уже в первом лицевом ряду узора будет нужно снимать петли контрастного цвета, поэтому, прежде чем перейти к мозаике, рекомендуется связать как минимум 2 ряда тем цветом, который будет использоваться в третьем и четвертом ряду мозаики. Эти ряды также вяжите лицевой гладью или платочной вязкой. Так мозаичный узор лучше впишется в переход от резинки или от одноцветного полотна, ведь петли нужного цвета будут уже наготове для работы в следующих Двух рядах.

ИНТАРСИЯ

Техника интарсии позволяет вязать участки крупных цветных узоров отдельными нитями без необходимости протягивать длинные нити по изнанке.

При переходе от одного цвета к другому обе нити перекрещивают, и потому не возникает дырок. Но лицевой стороне перекрещивания петель не видно. Обычно с помощью интарсийной техники соединяют поверхности из лицевой глади, но можно соединить и участки, связанные другими узорами. Важно только, чтобы контрольные образцы всех пряж и участков совпадали.

КАК ПОДГОТОВИТЬ КАТУШКУ С ПРЯЖЕЙ

Если каким-то цветом вы будете вязать только один участок, то можно вязать и непосредственно от клубка. Но если в узоре присутствует несколько участков одного цвета, и участков больше, чем клубков, то необходимое для них количество пряжи наматывают на катушки или делают маленькие клубки.
Расчет пряжи, необходимой для одного цветного участка, можно сделать так: прикиньте количество петель и округлите его до числа, кратного 20.

Затем оберните пряжу вокруг спицы 20 раз, измерьте длину нити и отмерьте эту длину столько раз, сколько вышло по вашим расчетам. Затем прибавьте на всякий случай еще 50 см пряжи, отрежьте нить и намотайте ее.

На обычные катушки, имеющиеся в продаже, намотайте необходимое вам количество пряжи. Конец нити вставьте в боковую насечку, и тогда нить не раскрутится сама по себе.

1. Конец нити удерживайте безымянным и средним пальцем левой руки и наматывайте нить восьмеркой вокруг указательного и большого пальцев, оставив примерно 20 см свободного конца нити.

2. Снимите намотку с большого и указательного пальцев, придерживая ее середину, чтобы она не расползлась. Свободный конец нити, который вы прижимали безымянным и средним пальцами, должен оставаться свободным. Последние 20 см нити оберните вокруг середины восьмерки и зафиксируйте простой петлей.

Начинайте вязать ниткой, аккуратно вытянутой из середины клубка. По возможности вытягивайте только ту длину, которая нужна для вязания следующих петель, и тогда остаток клубка сможет висеть на короткой нитке на изнаночной стороне работы.

КАК ПРИКРЕПИТЬ НИТЬ НОВОГО ЦВЕТА

Когда возникает необходимость прикрепить нить в середине ряда, конец нити можно начать вплетать за 10-15 петель до того места, где вы начнете вязать новым цветом. Или же впоследствии можно пришить конец нити на изнанке. Для прочной связки нити нового цвета с кладкой петель необходимо нить предыдущего цвета один раз обернуть вокруг новой нити. Иначе е кладке возникнет дыра.

СМЕНА ЦВЕТА В ИНТАРСИЙНОЙ ТЕХНИКЕ

Смена цвета и связка между отдельными цветными участками делается всегда одними тем же методом. Перед тем как провязать первую петлю новым цветом, перекрестите один раз обе нити. Получившаяся перекрестная нить соответствует поперечной нити между двумя петлями в однотонном вязаном полотне. Если эта поперечная нить будет слишком короткой, то обе петли будут стянуты, петли над этим местом будут выглядеть утолщенными, а кладка петель получится весьма неровной. Так что, перекрестив нити, не затягивайте их слишком сильно!

СМЕНА ЦВЕТА ПО ВЕРТИКАЛИ

Вяжите лицевыми и изнаночными рядами до места смены цвета, обе нити единожды перекрестите между собой против часовой стрелки и вяжите следующую петлю новым цветом согласно узору.

Лицевой ряд

Изнаночный ряд

СМЕНА ЦВЕТА ПО ДИАГОНАЛИ

Соединение участков по диагонали, со смещением на одну петлю, делают по тому же принципу. Но при этом на одну петлю всякий раз смещают обе нити, и потому нужно особенно внимательно следить за их правильным натяжением.

1. В лицевом ряду, где переход цвета должен быть смещен вправо, нити скрестите между собой один раз против часовой стрелки.

2. На изнаночной стороне такая диагональная смена цвета будет выглядеть как наклон влево. Когда в обратном изнаночном ряду, где переход цвета смещается влево, вы начнете вязать нитью второго цвета, две нити уже будут перекрещены. Дополнительное перекрещивание еще сильнее подчеркнуло бы место перехода и сказалось бы на кладке петель.

1. В лицевом ряду, где переход цвета должен быть смещен влево, обе нити уже перекрещены, поскольку вы поднимали новую нить. Нити больше не Скрещивайте!

2. На изнанке этот переход цвета будет выглядеть как наклон вправо. В обратном изнаночном ряду, где диагональ смены цвета наклонена вправо, обе нити еще раз скрестите между собой против часовой стрелки.

СМЕНА ЦВЕТА — ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При смене цвета петли могут получаться увеличенными или уменьшенными, как это бывает в начале и конце ряда. Петли деформируются потому, что при вязании всякий раз отрезок нити из нижнего ряда немного оттягивается к концу ряда. После поворота возникший излишек нити не может быть поднят в следующий ряд, так что могут получиться несколько слишком свободных петель.

По боковым кромкам первые пять петель можно вязать потуже, и тогда эти тугие петли примут на себя излишек нити. Однако в интарсийной технике этого не всегда достаточно. Но помощь придет подтягивание отдельных петель. Разница в натяжении выравнивается вручную. Обычно это касается петель, находящихся по обе стороны от места смены цвета, по 2 петли с каждой стороны, так что излишек нити распределяется на 4 петли каждого цвета.

ЖАККАРДОВАЯ ТЕХНИКА

Вязание двумя или несколькими цветами в одном ряду имеет свои традиции во многих странах мира. Поэтому такие узоры называют по-разному — жаккард, норвежский узор, техника Fair Isle, или вывязанный узор.

Преимущественно эти узоры выполняют лицевой гладью, так их можно вязать по счетной схеме Разноцветные клеточки или символы указывают, каким цветом вязать.

Полотно, связанное в жаккардовой технике, обычно получается более узким, чем однотонное полотно лицевой глади, а также менее эластичным. Поэтому контрольные образцы нужно выполнять особенно тщательно.

КАК ДЕРЖАТЬ НИТЬ

Манера держать нити при вязании жаккарда зависит от опыта и индивидуальных предпочтений. Ищите свой собственный стиль, пробуя различные методы. Определяющими факторами здесь будут однородность кладки петель, равномерное натяжение нити и удобство в процессе работы.

Чтобы толщина детали по всей ширине была одинаковой, все нити нужно прокладывать от кромки до кромки, а перед поворотом один раз перекручивать их между собой.

ПРОСТОЙ СПОСОБ: ДЕРЖАТЬ НИТЬ НА ЛЕВОМ УКАЗАТЕЛЬНОМ ПАЛЬЦЕ

Самый простой способ, особенно когда вы вяжете двумя нитями, — это положить обе на левый указательный палец, так же как и при вязании одной нитью, а натяжение нитей регулировать еще одним пальцем.

Если одним из цветов нужно вязать намного больше петель, чем другим, то расход пряжи этого цвета будет больше, и эта нить будет сильнее натягиваться вокруг указательного пальца, чем другая.

Этот способ держать нить позволяет быстро выровнять натяжение нитей: просто отпустите их с руки и снова поднимите.

Обе нити лежат на левом указательном пальце (лицевой ряд)

Обе нити лежат на левом указательном пальце (изнаночный ряд)

ПРОСТОЙ СПОСОБ: ДЕРЖАТЬ НИТЬ С ПОМОЩЬЮ НАПЕРСТКА

Если вы хотите избежать перекручивания нитей на левом указательном пальце или если вы используете больше 2-х цветов в одном ряду, вы можете воспользоваться специальным наперстком. Его надевают на левый указательный палец и продевают по нитке каждого цвета в отдельное ушко. Так нити перекрещиваться не будут.

Если у вас есть привычка контролировать натяжение нити костяшками указательного и среднего пальцев левой руки, наперсток будет мешать. Стоит попробовать положить нити на левый мизинец и тем самым восстановить обычное натяжение, необходимое для вязания.

КАК ДЕРЖАТЬ НИТИ СКРЕСТНО

Этим способом можно держать нити скрестно без вспомогательных средств на левом указательном пальце, и они не будут перекручиваться. По желанию вы сможете делать акцент на основном и контрастном цвете. Для этого положите сначала основной цвет, как обычно, на указательный палец левой руки движением вперед, а после положите контрастный цвет на тот же палец спереди назад Обе нити оберните один раз вокруг мизинца для лучшего контроля за натяжением нитей. Такой способ удержания нитей предотвращает их перекручивание, если ту нить, которая подходит к вязанию из-за указательного пальца снизу, всегда подхватывать спицей из-под передней нити.
Если вы хотите, чтобы петли были ровными и ни один цвет не выделялся, подхватывайте нити в произвольном порядке, то одна сверху, то другая, -тогда эффект сравняется.

Лицевой ряд

Изнаночный ряд

КАК ДЕРЖАТЬ НИТИ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ

Этот способ считается способом для новичков: удерживая нити по отдельности, можно очень точно контролировать их натяжение и достигать самой равномерной кладки петель. Рабочая нить лежит как обычно на левом указательном пальце, остальные нити свободно свисают по изнаночной стороне работы. При смене цвета не нужную больше нить просто отпускают по изнанке и берут нить следующего цвета.
Перед провязыванием первой петли новым цветом рекомендуется раздвинуть все петли на спице так, как они потом будут лежать в кладке петель, тогда вы сможете легко определить нужную длину натяжения нити.

КАК ДЕРЖАТЬ НИТИ В ОБЕИХ РУКАХ

При вязании этим методом кладите по одной нити на указательные пальцы обеих рук,

и нити не будут перекручиваться. Нить с левого указательного пальца провязывайте как обычно, и на лицевой стороне работы она будет выглядеть кок основной цвет. Провязывая нить с правого указательного пальца, обводите ее вокруг рабочей спицы. Поперечная нить ляжет на нить с левого пальца, а цвет нити с правого указательного пальца на лицевой стороне будет выступать как контрастный цвет, то есть не будет акцентирован.

В этом способе нити разведены в стороны, и это дает хорошую возможность вплетать протянутые нити на изнанке, поскольку вы можете отслеживать движение рабочей спицы — вести ее над или под нитью того цвета, который в данный момент не используется.

Лицевой ряд

Изнаночный ряд

НИТИ НА ИЗНАНКЕ

Во время вязания по схеме определенным цветом, все прочие нити, не задействованные в работе, должны свободно пролегать по изнаночной стороне до места смены цвета, пока не будут востребованы. Натяжение нитей при этом должно быть равномерным. Если нити-протяжки на изнанке слишком сильно затягивать, то при смене цвета петли будут получаться уменьшенными, а полотно на этом месте будет топорщиться. Однако если их недостаточно натягивать, то на изнанке могут образовываться кольца из нитей, за которые вы будете цепляться, а в кладке получатся увеличенные петли.

ПРОТЯЖКИ

Протяжками называют петли на изнанке полотна, связанного в технике жаккарда, образованные нитями, свободно протянутыми до места следующей смены цвета.
Изнаночная сторона

Когда нити приходится протягивать на большие отрезки,

появляется опасность возникновения колец из излишков нитей. Если вы вяжете одним цветом 2-3 см, сокращайте длину протяжки на изнаночной стороне, перекрестив две нити где-нибудь на середине этого отрезка. В жаккардовых узорах, связанных свободно, на этих местах изнанка часто просвечивает. Поэтому точки дополнительного перекрещивания нужно по возможности не делать на одном и том же месте друг над другом, а также не делать их на тех местах, которые при носке будут растягиваться.

КАК ВПЛЕТАТЬ НИТИ

Если нити при вязании сразу вплетать, то на изнаночной стороне работы протяжек не будет.

Изнанка жаккардового узора с вплетенными нитями более волокнистая и немного зернистая. Изнанка больше не выглядит как негативный снимок кладки петель лицевой стороны, но вместе с тем такой способ исключает возможность акцентировать какой-то цвет как основной.

Вплетать нити рекомендуется только в относительно плотно связанное полотно и е те детали, которые при носке не будут слишком растягиваться.

Прежде, чем кладка петель на лицевой стороне станет получаться однородной, вам придется немного потренироваться. Принцип очень похож на вплетение концов нитей. Традиционно нити держат на двух указательных пальцах.

Но возможны и варианты — обе нити на левом указательном пальце или на указательном и среднем пальцах левой руки.
В лицевом ряду нить с левого указательного пальца вплетают следующим образом:

1. Правую спицу введите в петлю как для лицевого вязания и немного приподнимите левый указательный палец. Спицу проведите под левой нитью, подхватите правую нить и за левой нитью протяните ее через петлю.

2. Правую спицу введите в петлю как для лицевого вязания, уведите спицу над левой нитью, подхватите правую нить и перед левой нитью протяните ее через петлю.

Продолжайте повторять шаги 1 и 2.

В изнаночном ряду левую нить вплетают следующим образом:

1. Обе нити спереди, как при изнаночном вязании. Правую спицу введите в петлю кок для изнаночного вязания, спицу между петлей и вплетаемой нитью уведите вниз, подхватите правую нить и протяните ее между спицей и левой нитью через петлю.

2. Обе нити спереди, как при изнаночном вязании. Спицу введите в петлю как для изнаночного вязания, правой спицей движением перед левой нитью подхватите правую нить и перед левой нитью протяните ее через петлю.

Продолжайте повторять шаги 1 и 2.

НАТЯЖЕНИЕ НИТИ

Для красивой кладки петель важно равномерное натяжение нити. Слишком свободно протянутые нити приводят к образованию петель на изнанке и получается рыхлая кладка, при которой на лице просвечивает контрастный цвет. Если же нить между двумя сменами цвета натягивать слишком сильно, то петли получатся стянутыми. Полотно будет жестким на ощупь и не эластичным, а узор на лицевой стороне — деформированным.

Чтобы не допустить слишком короткой протяжки, рекомендуется все петли между сменами цвета, то есть весь отрезок, вдоль которого должна пролегать протяжка, раздвинуть так, как он будет выглядеть в готовом полотне. Начиная работать новым цветом, прижмите эту нить правым указательным пальцем к правой спице, зафиксировав таким образом точно отмеренный отрезок нити.
Самым критичным местом при вязании жаккардовых узоров кругами является переход от одной чулочной спицы к другой или смена рядов на круговых спицах. Поскольку спицы находятся по отношению друг к другу практически под прямым углом, то протяжка на этих местах часто выходит слишком короткой.

Чтобы с этим справиться, раздвигайте петли на ту ширину, на которой они должны лежать в готовой детали, а нить прокладывайте вплотную к спице. Провязав первую петлю новым цветом, поверните спицы так, чтобы они стали в одну линию, тогда вы верно отмерите отрезок нити.

ТЕХНИКА ТЕНЕВОГО (ИЛЛЮЗОРНОГО) ВЯЗАНИЯ

В теневом вязании выполняют двухцветный узор, при этом каждый ряд вяжется лишь одним цветом. Цвета должны быть контрастными, и, как и в мозаичном узоре, каждым цветом вяжут по 2 ряда подряд. Все лицевые ряды вяжут лицевыми петлями, в изнаночных рядах вяжут лицевые или изнаночные по схеме.
Теневая техника строится на двух основных узорах. В узоре No 1 видна волнистая линия изнаночных петель на темном фоне лицевой глади. В узоре No- 2 — темная волнистая линия на светлом фоне из лицевой глади. Умело сочетая эти два узора, можно достигать изумительных эффектов.

Кромочная петля: рекомендуется первую петлю ряда снимать, а последнюю провязывать лицевой.

ОСНОВНОЙ УЗОР № 1

1-й ряд (лицевой): Все петли вяжите лицевыми, нить темного цвета.

2-й ряд (изнаночный): Все петли вяжите изнаночными, нить темного цвета.

3-й ряд: Все петли вяжите лицевыми, нить светлого цвета.

4-й ряд: Все петли вяжите лицевыми, нить светлого цвета.

Повторяйте ряды 1-4. 4-й ряд дает ребро из изнаночных петель светлого цвета. Лицевые петли, связанные светлой нитью, настолько углублены по сравнению с выступающими над поверхностью изнаночными петлями, что они едва заметны в кладке петель. Два ряда лицевой глади, провязанные темным цветам, напротив, хорошо видны.

ОСНОВНОЙ УЗОР № 2

1-й ряд (лицевой): Все петли вяжите лицевыми, нить светлого цвета.

2-й ряд (изнаночный): Все петли вязать изнаночными, нить светлого цвета.

3-й ряд: Все петли вяжите лицевыми, нить темного цвета.

4-й ряд: Все петли вяжите лицевыми, нить темного цвета.

Повторяйте ряды с 1-4. 4-й ряд дает ребро из изнаночных петель темного цвета. Здесь также темные лицевые петли теряются рядом с темными изнаночными, и поэтому в кладке видно темное ребро из изнаночных петель на светлом фоне лицевой глади.

ДВУХСТОРОННЕЕ ВЯЗАНИЕ, ИЛИ ТЕХНИКА DOUBLE FACE

Техника double face, которую также называют двухсторонним вязанием, дает возможность одним заходом вязать двухслойное полотно, обе стороны которого — лицевая гладь с многоцветным узором. То есть здесь нет заданной лицевой и изнаночной стороны. Обычно стороны вяжут как позитивное и негативное отражение одного и того же узора, то есть один узор в противоположных цветовых решениях. Немного сложнее вязать две стороны разными цветными узорами.

Узор в позитивном исполнении

Узор в негативном исполнении

ПРИНЦИП

Двухслойное полотно толще и теплее обычного, поэтому не стоит выбирать слишком толстую пряжу. И весит готовая деталь намного больше, чем однослойное полотно. Очень теплые шарфы можно вязать из носочной пряжи в 4 сложения.

Техника double face сочетает в себе принципы туннельного патента и жаккарда. В туннельном патенте в каждом ряду попеременно вяжут одну петлю лицевой и одну петлю снимают изнаночной, оставляя нить перед петлей. Петля, провязанная лицевой, проявляется в кладке петель как лицевая гладь на той стороне, которая была к вам лицом, когда вы вязали этот ряд Снятая петля провязывается лишь в следующем ряду, она ляжет в лицевую гладь обратной стороны.

Вязание двумя цветами позволяет вязать петли двух слоев одним рядом. Слои не соединяются, если между петлями обеих сторон происходит смена нити.

В классической технике double face за каждой лицевой петлей, провязанной цветом А, следует изнаночная петля, провязанная цветом В. Вяжут при этом, как и при работе над двухцветным жаккардовым узором, по схеме.
Если на лицевую петлю

приходится смена цвета с А на В, то для следующей за этим изнаночной петли надо поменять цвет с В на А.

УДОБНЫЕ СПОСОБЫ НАБОРА ПЕТЕЛЬ

Поскольку двухслойное полотно вдвое толще однослойного, нужно по возможности все планки и резинки, как верхние, так и нижние, вязать сразу. Шов будет утяжелять деталь и выглядеть кустарно.

НАБОР ДВОЙНОЙ НИТЬЮ

Самое простое решение — набирать петли двумя цветами одновременно и оба цвета в первом ряду разместить на спицах так, чтобы они перемежались равномерно. Наборная кромка при этом будет иметь эффект мулине, а в случае необходимости ее можно будет окантовать косой планкой.

ДВУХЦВЕТНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ НАБОР

Красивый нижний край получается, если набор выполнять итальянским способом, который применяется и для двухцветного полного патента. При этом петли набирайте сразу в том порядке, в котором будете вязать первый ряд.

Открытый набор

Закругленную кромку можно получить, используя открытый набор. Это стоит делать, если вы хотите сразу присоединить узкую планку или если цветной узор вы будете начинать лишь через несколько однотонных рядов.
1. Для однотонной планки все петли до нужной высоты вяжите первым цветом, распустите цепочку из воздушных петель и все открытые петли поднимите на вторую спицу.

2. Для перехода к двухслойному полотну в первом ряду попеременно вяжите петли передней спицы первым цветом лицевыми, а петли задней спицы — вторым цветом изнаночными.

С обеих сторон получатся планки одинаковой высоты соответствующего цвета.
Двухцветную планку вяжите так: первую половину каждого ряда одним цветом, а вторую половину — другим. Распустите цепочку воздушных петель и поднимите открытые петли на вторую спицу. В первом ряду вяжите попеременно петли передней спицы первым цветом лицевыми, петли задней спицы — вторым цветом изнаночными.

С обеих сторон планки получатся одинаковой высоты и будут сочетаться с узором в соответственном «позитивном» или «негативном» исполнении.

КРОМОЧНЫЕ ПЕТЛИ

В полотне вязки double Face два слоя не соединяются по боковым кромкам до первой смены цвета. Эти отрезки кромок можно закрыть, выполняя по краям дополнительные кромочные петли.

КРОМОЧНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОБЩИМИ

Эффект мулине, подобно тому, что получается при наборе петель нитями обоих цветов, МОЖНО получить, если по обеим кромкам набрать по одной дополнительной петле и вязать ее в конце ряда лицевой, а в начале ряда снимать как изнаночную.

КРОМОЧНЫЕ МОЖНО ВЯЗАТЬ РАЗДЕЛЬНО

Кромки получатся более универсальными, если с каждой стороны набрать по две дополнительные кромочные петли и выполнять их техникой double face соответствующим цветом как кромку под шее. То есть в каждом слое, связанном лицевой гладью, добавляется по две лицевые петли.

КРОМОЧНЫЕ МОЖНО СШИВАТЬ

Боковые кромки можно сшить матрасным швом.

КАК ДЕРЖАТЬ НИТИ И ЧИТАТЬ СЧЕТНЫЕ СХЕМЫ

В классической технике double face двухцветный узор вяжется аналогично жаккардовому — по образцу. В образце, или счетной схеме, нечетные ряды следует читать справа налево, а четные — слева направо. Имейте в виду, что каждая клеточка соответствует двум петлям: одной петле передней стороны и одной петле задней.

Все лицевые, то есть нечетные ряды читают в счетной схеме справа налево. Все лицевые петли вяжите цветом, указанном на схеме. Следующие за ними изнаночные петли вяжите цветом, противоположным тому, что указан на схеме. Рисунок, каким он видится в готовом полотне на этой стороне, соответствует оригиналу счетного образца.

Все изнаночные, то есть четные ряды читают в счетной схеме слева направо. Лицевые петли вяжите цветом, противоположном тому, что указан на схеме, следующие за ними изнаночные петли — цветом, указанным в образце. На этой стороне рисунок будет выглядеть негативным отражением образца.

ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ

Прибавления, убавления и укороченные ряды — все элементы для придания формы можно выполнять и в двухстороннем полотне. Например, можно так формировать шарфы и небольшие палантины, чтобы они, даже не будучи завязанными, не спадали с плеч.

УБАВЛЕНИЯ

Убавления всегда делайте двумя лицевыми петлями, а на обратной стороне — двумя изнаночными. Среднюю изнаночную петлю снимите на спицу для косички и оставьте позади работы.

Сделайте лицевое убавление на передней стороне, затем изнаночное убавление на задней стороне. Чтобы контрастный цвет не просвечивал на лицевой стороне, рекомендуется убавлять те петли, которые на данный момент провязаны одним цветом.

Изнаночная петля на спице

Лицевое убавление

Изнаночное убавление для косички находится позади работы

ПРИБАВЛЕНИЯ

Самый простой способ — прибавить петлю из скрещенной поперечной нити между двумя лицевыми петлями или между двумя изнаночными соответственно; выполняйте эти прибавления (лицо и изнанка) сразу одно за другим и размещайте их с отступом на несколько петель от боковой кромки.

Изнаночное прибавление

Изнаночное прибавление

ЗАКРЫТИЕ ПЕТЕЛЬ

Завершение детали должно по возможности походить на ее начало. Поэтому последние ряды выполняйте аналогично нижним — как одноцветную или многоцветную планку.

Для двухцветной планки продолжайте вязать соответствующее количество рядов техникой double face. Не забудьте, что планку нужно вязать тем же цветом, что и планку в начале. Затем распределите петли на две спицы таким образом, чтобы все лицевые петли находились на передней спице, а изнаночные — на задней. Шов между двумя рядами петель выполняйте матрасным стежком одним цветом.

Для одноцветной планки намотайте предварительно соответствующее количество пряжи нужного цвета на отдельный клубок или катушку и вяжите лицевые и изнаночные петли нитями одного цвета, но от двух клубков.

Чтобы лучше различать эти одинаковые нити, вы можете одну из них держать на левом указательном пальце, а другую — на правом. Иногда для контроля достаточно положить клубки справа и слева от себя.

Оставить комментарий